» » » Система микрофинансирования России — лидеры и аутсайдеры.

Система микрофинансирования России — лидеры и аутсайдеры.

Система микрофинансирования России

Рынок МФО — лидеры и аутсайдеры по регионам России.

В некоторых регионах страны, скажем в Чувашской Республике, а также в Республике Марий-Эл, общее суммарное количество точек микропредприятий на каждые 100 тысяч жителей региона составляет 16 единиц, в то время в Тыве и Дагестане этот показатель приравнён к нулю. Анализ банка данных позволяет с полной уверенностью заявить, что 60% всего общего количества МФО сосредоточено в провинциальной части страны. Более 33% всех микрофинансовых компаний нашли свою прописку в столичных центрах, из них 2,7% «прописаны» в столице России, а в столичной области около 2,1%; точно такой же процент(2,1%) размещено в Санкт-Петербурге; территория Ленинградской области общий процент МФО составляет 0,9% от общего числа.

Таблица 1. Разделение предприятий МФО по России.

Регионы (без учета региональных центров)- 58,8%

• Столицы регионов-33,4%.

• Город федерального статуса Москва- 2,7%.

• Московская область-2,1%.

• Город федерального подчинения Санкт - Петербург- 2,1%

• Ленинградская область (СЗФО)- 0,9%

В целом, по мнению экспертов, города с населением по количеству жителей от 100 тысяч граждан остаются привлекательными для создателей МФО. Вместе с этим в этих городах ведётся ожесточённая конкуренция за заёмщика. Если в столичных городах сеть МФО хороша, развита, то менее крупные города интересны тем, что там банковская система является уязвимым местом. Существуют проблемные города, которые имеют население менее 100 тысяч человек. В этих городах возможны дефолтность заёмщика, отсутсвует гарантии возврата займа. Моногорода являются рискованным местом для МФО, сезонность дефолтов, удалённость для работы коллекторов, являются основной проблемой развития МФО в малых и отдалённых регионах России.

А вот бессменным лидером по количеству общих действующих точек предприятий микрокредитования, вопреки бытующему мнению является не Москва или Северная Столица, а вполне отдалённый от центра регион — Республика Башкортостан- с показателем в 4,4%. Следом идёт Краснодарский регион с цифрой 4,3%, а также уральский региональный центр Свердловская область с показателем 4,2%. Далее этот список продолжают Нижегородская область- 3,4%, регион Ростова-на-Дону- 3,3%, а также Челябинская область с показателем 3,2%. Примечательно, что в 15% основных регионах страны сосредоточено порядка 45% всех точек системы микрофинансирования.

Таблица 2. Регионы России. ТОП-МФО.

• Республика Башкортостан (ПВФО)- 4,4%.

• Краснодарский регион (ЮФО)- 4,3%.

• Свердловск и область (УФО)- 4,2%.

• Нижний Новгород и область (Приволжский ФО)- 3,4%.

• Ростов-на-Дону с райцентрами (Южный округ)- 3,3%.

• Челябинская область (Уральский округ)- 3,2%.

• Кемерово и города области (СибФО)- 3,1%.

• Московская область (все города и посёлки)- 2,7%.

• Алтайский край (СФО)- 2,5%.

• Оренбургская область (ПФО)- 2,%.

• Красноярский край (Сибирский ФО)- 2,1%.

• Г. Москва- 2,1%.

• Г.Санкт-Петербург-2,1%.

• Новосибирск и райцентры области (Сибирский фед. округ)- 2,0%.

• Оставшиеся регионы РФ-55%.

Но, если проведём перерасчёт исходя из души населения, в частности, сколько микрокредитных компаний получается на 100 тысяч населения, картина лидерства изменится до неузнаваемости. Усреднённые данные по России составляют 8,4 пунктов МФО по РФ, а вот в Чувашии и в соседней Марий Эл этот уровень будет выше среднего в 2 раза- 16,3 позиций и 16,2 точек пунктов МФО. В число приоритетных лидеров входят также регионы, которые удалённо находятся друг от друга — Республика Хакасия, Архангельская область, Кировская область. Самыми отсталыми районами по количеству точек МФО являются Республика Тыва и Дагестан, там показатель точек МФО на 100 тысяч населения едва дотягивая 1,0.

Таблица 3. Лидеры по точкам МФО на 100 тысяч населения.

• Чувашская Республика (Приволжский фед. округ)- 16,3.

• Марий Эл (ПВФО)- 16,2.

• Республика Хакасия (СФО)- 16,0.

• Архангельск (СЗФО)- 15,8.

• Киров и Вятский регион (Приволжский округ)- 14,1.

Таблица 4. Аутсайдеры по количеству территориальных пунктов МФО на 100 тысяч населения.

• ЯНАО-Ямало-Ненецкий автономный округ (Уральский регион)-3,5.

• Карачаево-Черкесская Республика (СКФО)-2,6.

• Город Москва- 2,1.

• Республика Дагестан (Северо-Кавказский округ)- 0,9.

• Республика Тыва (СибФО)- 0,6.

Количество точек оффлайн, которые работают по регионам, также неравномерно распределены по России. Учитывая экономическую и социальную обстановку в стране, можно заметить, что большая точек работающих МФО расположена в регионах, которые не отличаются высоким уровнем жизни

Таблица 5 . Точки МФО работающие офлайн.

• Республика Башкортостан (Приволжье) – 13,2.

• Нижегородская область (ПФО) – 12,8.

• Ростовский регион (Южный округ)– 9,4.

• Челябинск и прилегающие районы области (Урал) – 11,3.

• Республика Татарстан с центром Казань (ПривФО)– 9,8.

• Кемеровская область (Сибирский округ) – 13,8.

• Московская область (ЦентрФО) – 4,4.

• Алтайский край (Сибирский федеральный регион) – 12,7.

• Оренбургская область (Приволжский регион)– 13,3.

• Красноярск и краевые центры (Сибирский округ ФО) – 8,9.

• Город федеральной подчинённости Москва – 2,1.

• Город ФЗ Санкт-Петербург – 4,8.

• Новосибирская область (СФО) – 8,9.

С другой стороны меньшее количество подразделений МФО в столичных городах обусловлено тем, что там расположены крупнейшие федеральные представительства микрофинансирования, которые могут обслужить высокий процент населения для выдачи займов. Большая плотность филиалов микрокредитных компаний в городах, которые не славятся высоким достойным уровнем жизни, оставляет загадку, с какой целью функционируют данные микрокредитные компании. Так в Чувашии уровень зарплаты на 30% ниже в среднем качественном показателе по стране. Идентичная ситуация с регионом Марий Эл (зарплата ниже на треть, по сравнению с регионами России, а в Хакасии на четверть ниже).

Где можно развернуть свой бизнес микрофинансирования?

По статистике только Москва и Санкт-Петербург признаются конкурентоспособными регионами для функционирования микрокредитной компании. Именно здесь можно наблюдать самое высокое количество выдаваемых займов по России и самый низкий коэффициент NPL- невозврата денежных средств. Примечательно что именно жители столичных регионов лучше всех осведомлены о продуктах, предлагаемые микрофинансирование, причём в остальных регионах о предлагаемых финансовых продуктах население знает лишь поверхностно.

Какие регионы кроме Москвы и Санкт-Петербурга являются в среде микрофинансирования конкурентоспособными определить очень сложно. Вместе с этим один из основателей МФО «Честное слово» Алексей Буханов сумел провести аналитику микрофинансирования и выявил следующих лидеров – Волгоградская область, город Астрахань, Ростовский регион, Республика Татарстан. Угрожающие показатели невозврата займов имеют Республика Калмыкия и Алтайский край, именно в этих регионах было принято решении о приостановлении развития всех точек МФО.

По заказу одного из аналитических центров компания «Деньги Сразу» решила провести свой подсчёт, сколько микрокредитных предприятий расположено в пределах 150-200 метрах. Результаты были очень интересными для анализа.

Таблица 6. МФО конкурирующие на расстоянии 150-200 метров.

• Ростовская область (Юг)- 199.

• Краснодарский край (Сибирь)- 197.

• Волгоградская область (Поволжье)- 77.

• Воронежская область (Центр)- 64.

• Саратовская область (Поволжье)- 58.

• Республика Татарстан (Приволжский регион)- 58.

• Курская область (центральный ФО)- 2.

……….

• Город Санкт-Петербург -2.

• Кемеровская область (Сибирь)- 4.

• Новгородская область (северо-Запад)- 4.

• Алтайский край (Сибирский регион) -7.

Выбор стратегии для открытия МФО.

На отечественном рынке сложилась разноплановая система стратегии открытия предприятий микрофинансирования. Российские бизнесмены микрофинансисты придерживаются трёх стратегических направлений. Разберём каждую из этих стратегий.

  • Домашние стены помогают лучше всех! Местные микрофинансовые предприниматели отлично знают финансовые возможности своих клиентов. Предприниматель изучает структуру поведения заёмщика, а также его поведенческие шаги. Разрабатывая план открытия предприятия, бизнесмен с уверенностью может сказать, что его потенциальные заёмщики могут оплачивать микрозаймы. В данном случае предпринимателю приходится проводить самостоятельный расчёт риска или прибегать к помощи опытных финансистов, которые точно смогут определить поведение заёмщика в маленьком городе или посёлке.
  • Где все, там буду я! Эта стратегии обоснована по принципу, если крупнейшие МФО собрались в одном месте или регион, значит, эффективность будет достаточно высокая. Как правило, такие бизнесмены понимают, что риск большой и конкуренция все же будет. В итоге, если правильно разработанная программа крупных МФО «работает» в регионе мелкий предприниматель ничего не потеряет. В данном случае предприниматели практически «дублируют» программы друг друга по привлечению клиентов.
  • Семь раз отмеряем, один раз отрезаем! Тщательный анализ рынка микрофинансирования по конкретному региону. В отличие от первой стратегии, предприниматель более тщательно изучает конъюнктуру рынка, и даже если будет все хорошо, он не пойдёт на такой риск, если имеется малейшее сомнение в выгодности открытия предприятия.

Ведущие эксперты МФО, в частности председатель МФО «Саммит», который работает под брендом «Центр Займов», Алексей Имховик, почти 70% предпринимателей придерживаются последней стратегии, которая гласит о том, что необходимо семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

В любом случае, прежде чем открыть свой бизнес в микрофинансировании, все эксперты рекомендуют не скупиться на изучение информации о платёжеспособности и поведенческих характеристиках каждого региона, города и района по отдельности.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Войти с помощью: