» » » Рынок микрокредитов в России – решение важной социальной задачи?

Рынок микрокредитов в России – решение важной социальной задачи?

Если посмотреть на сегодняшнюю ситуацию в отечественный рынок микрокредитования в России глазами рядового обывателя, то скорее мы заметим именно «пену».

В первую очередь нам бросится в глаза массовая и крайне навязчивая реклама о выдаче кредитов «всем, сейчас, в любом размере, за 15 минут, онлайн, под 2-3%, на любые цели, до зарплаты, без залога и поручителя». На кого направлен этот шквал рекламы? На небогатого и финансово малограмотного потребителя, неспособного понять, что, например, указанная ставка является ежедневной, что годовой процент составит 700-1000%!

Рынок микрокредитов в РоссииСоответственно, все эти предложения от МФО, сами микрофинансовые организации просто исчезнут по мере роста благосостояния среднестатистического россиянина и его финансовой грамотности? «Пена» действительно скоро исчезнет. Вопрос в том, насколько то, что мы видим глазами неспециалиста, отвечает действительному состоянию дел на рынке микрофинансирования, имеющимся в этой сфере тенденциям.

На сегодня в России мы имеем примерно 2.5 тысячи зарегистрированных МФСО.

Даже с учетом того, что часть организаций фактически не ведет никакой деятельности, намного более половины из указанного числа являются действующими мелкими фирмами, представителями этой самой «пены», компаниями, нацеленными на сегмент примитивных, но пока востребованных кредитов «до зарплаты» или «на мобильный телефон».

Но в общем объеме выданных микрокредитов их доля – это не более 30%. Подчеркнем, что мы говорим о рынке микрокредитования без учета доли банков, которые здесь также имеют серьёзные позиции.

Чем же в основном занимаются МФСО, составляющие основу рынка, которые следует считать серьёзными, перспективными?

Кредитованием малого и среднего бизнеса, потребительским кредитованием на действительно интересных, уникальных условиях. Именно этот сегмент рынка стабильно развивается и продолжит своё развитие. А судьба «пены» в ближайшие 2-3 года будет однозначно решена. Этому поспособствует и усиление регулирующих функций государства в данной сфере (например, закон о лицензировании в сфере микрокредитования уже принят в первом чтении), и общее «взросление», структуризация рынка.

Может быть, в перспективе банки полностью вытеснят с рынка микрофинансистов, как в развитых странах Европы и США?

А кто сказал, что в Великобритании, США, Германии, Франции организаций, подобных нашим МФСО, нет? Их в 1.5-3.5 раза больше, чем в сегодняшней России! При этом по населению, размерам эти страны нередко существенно нам уступают. Их экономики, финансовые сферы более развиты, но, как видим, банки не вытесняют МФСО.

Причина одна – кредитование малого и среднего бизнеса, ряда мелких операций бизнеса крупного для банков часто оказывается нерентабельным. И тогда на помощь приходят микрофинансисты, в этом состоит их важная социально-экономическая миссия. Это понимают все участники рынка.

Конкуренция между банками и микрофинансистами была, есть и будет.

Но основной тенденцией на ближайшие годы, помимо увеличения среднего размера МФСО, удаления «пены», будет интеграция различных структур. Объединения между МФСО, банками и другими организациями будут происходить на основе различных партнерских программ. Примеры подобных альянсов на российском рынке мы уже наблюдаем.

Прогресс информационных и коммуникационных средств не мог не породить бурного роста электронных торговых площадок (ЭТП). Участники тендеров нуждаются в кредитовании. ЭТП заключает с банком или банками партнерское соглашение. Для пользователей обеспечивается максимальное удобство – все вопросы финансирования решаются онлайн, в рамках одной информационной системы. Все ли?

Скажем, госзакупки на небольшую сумму редкостью не являются. Но для банков тендерный кредит в размере 1 млн. рублей малоинтересен, а в 0.5 миллиона неинтересен совершенно. Что делать? ЭТП привлекает микрофинансистов. Альянс ЭТП-банк-МФСО эффективно решает любую задачу участников торгов!

В ряде российских городов уже работают пункты обслуживания клиентов, где посетители могут обратиться и к представителю банка, и к менеджеру МФСО.

Допустим, индивидуальному предпринимателю нужна кредитная услуга. Обычно у банков процентная ставка ниже, значит, в первую очередь он обращается к его представителю. Но многим предпринимателям банк услугу оказать не может. Сумма кредита может оказаться слишком маленькой. Упрощенная схема налогообложения, «тетрадочная» система ведения отчетности не позволяет банку работать с этим «непрозрачным» клиентом.

Тогда, не выходя из офиса, можно обратиться в МФСО! Добавим, что микрофинансисты не могут решить многих других финансовых задач клиента (например, по зарплатному проекту, платежам, переводу средств). Тогда опять следует обращение к банковскому представителю. Все вопросы предпринимателя решаются в рамках одного «финансового супермаркета»!

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Войти с помощью: