» » » Развитие рынка розничного кредитования и его перспективы.

Развитие рынка розничного кредитования и его перспективы.

размещено в: О кредитах | 0 количество просмотров24

Развитие рынка розничного кредитования и его перспективыНачиная с августа 2014 года, коммерческие банки сократили количество своих отделений в городах России более чем на 11%. Это было обусловлено общим падением спроса населения на банковские услуги на фоне следующих факторов:
— снижение платежеспособности граждан по причине развивающихся кризисных явлений,
— обострившаяся на финансовом рынке конкуренция, связанная с активизацией продаж финансовых услуг в Интернете.

Похожая ситуация развивается и на рынке страховых услуг, где продажи через Интернет в 2014 году составили около 0,4% от всех страховых премий, а в 2015 – уже порядка 0,8%. По результатам текущего года экспертные мнения сходятся на том, что онлайн продажи в страховании выйдут на отметку в 2%.

Следует отметить, что Банк России активно мотивирует подотчетные организации в лице коммерческих банков и страховых компаний переключаться на работу через сеть Интернет. Известно, что лидер российского банковского сектора – Сбербанк России, разработал так называемый «универсальный банковский договор обслуживания» (УБДО), который полностью унифицирует взаимодействие банка с клиентом. К примеру, клиент открывает обычный расчетный счет в этом кредитном учреждении и заключает УБДО. Это означает, что в случае, если гражданин решит открыть депозит в банке или получить кредитную карту, то ему не понадобится заключать новый договор. Все уже есть. А обслуживание будет оплачиваться в соответствии с тарифами, размещенными на сайте банка.

Аналогичная работа проводится и страховыми компаниями. В 2016 году они начали продавать электронные полисы страхования гражданской ответственности автовладельцев ОСАГО. Оплатив полис дистанционно через Интернет, клиент получит его в электронном виде на свой почтовый ящик. В обоих случаях посетить офис страховой компании или банка клиенту необходимо всего один раз за все время пользования услугами этих организаций.

Изменения в сфере кредитования населения

Всплеск потребительского кредитования в начале 2000-х годов в развитых странах произошел во многом благодаря появлению систем POS-кредитования (point of sales, точки кредитования). Такие системы отличаются мобильностью и монтируются за несколько часов. Вложения в организацию такого бизнеса невелики, они составляют около 200-300 тыс. долларов США, что не идет ни в какое сравнение с затратами на открытие отделения банка. Кроме того, основное количество клиентов программ потребительского кредитования сосредоточено в торговых центрах, что и мотивировало банки на создание таких мобильных автоматических сервисов. С развитием института кредитных карт и появлением технологии Near field communication (NFC, ближняя бесконтактная связь), когда платеж осуществляется картой, поднесенной к считывающему устройству на 10 см, розничные точки продаж банковских услуг кредитования уйдут в историю. Частично заменить розничные кредиты банков способны микрофинансовые организации (МФО), однако, в настоящее время сетевым магазинам не выгодно сотрудничать с МФО по причине высокой стоимости кредитных денег в этих финансовых организациях.

Что же будет дальше?

Технологически МФО имеют мало шансов составить значимую конкуренцию банкам, поскольку не имеют достаточных ресурсов для разработки высокотехнологичных пользовательских платформ для кредитования населения. Однако не стоит списывать микрофинансовые организации со счетов, они имеют множество неоспоримых преимуществ. С внедрением в финансовые системы развитых государств положений руководящего документа Базельского комитета по банковскому надзору, содержащего методические рекомендации в области банковского регулирования (т.н. «Базель II»), банки начнут постепенно сворачивать свое присутствие на рынке розничного кредитования. Дело в том, что не все они смогут в полной мере отвечать требованиям этого руководства по квалификации персонала и достаточности капитала. В то же время Банк России активизировал свою политику по сокращению числа мелких банков и зачистке финансового рынка от недобросовестных кредитных организаций, на смену которым и придут те самые МФО.

В 2015 году более 11% займов было выдано с использованием средств сети Интернет. Реальные отделения банков в настоящее время позиционируются ими как места для получения консультаций, оформления документации, а также просто автоматизируются. Можно сделать прогноз, что в таком же ключе будут действовать и МФО. Кроме того, они, скорее всего, сосредоточат максимум усилий на совершенствовании скоринга своих клиентов для повышения ликвидности своих кредитных портфелей. Таким образом, доля микрофинансовых организаций на рынке розничного кредитования имеет все перспективы возрасти в несколько раз уже в ближайшее время.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Войти с помощью: