» » Пособие для потерпевших в ДТП: возмещаем убытки по ОСАГО

Пособие для потерпевших в ДТП: возмещаем убытки по ОСАГО

Пособие для потерпевших в ДТПВнезапно произошедшее ДТП — весомый стресс для автовладельца. Разбитая машина, неясность ситуации, и полное непонимание того, что делать дальше, ставят людей в тупик. Большинство из потерпевших находясь в шоке, не в состоянии здраво мыслить и если ДТП произошло впервые, и ни опыта, ни знаний у автовладельца нет.

Эта статья, как четко разработанный план, расскажет читателю о действиях после ДТП, сроках и порядке обращения в страховую организацию, вариантах выгодного возмещения ущерба. Автовладельцы ознакомятся с новым законом ОСАГО, узнают, как грамотно взаимодействовать со страховыми компаниями и автоюристами. А также с ловкостью обходить уловки страховщиков по занижению выплат и мошеннические схемы автоюристов.

План статьи:

Справка или европротокол: что лучше оформлять

Сразу после происшествия, виновнику и потерпевшему требуется зафиксировать факт ДТП. Для этого, стороны оформляют справку или европротокол, которые впоследствии передаются страховщику для возмещения убытков. Рассмотрим, чем справка и европротокол отличаются:

Справка из ГИБДД

1. Оформляется непосредственно сотрудниками ГИБДД, при участии виновника и потерпевшего. Исправления, вносимые в справку, возможны только с печатью ГИБДД и подписью того сотрудника, которыЙ оформлял бумагу. Поэтому, убедительно рекомендуем проверять сведения, вносимые в справку, «не отходя от кассы», чтобы потом не подстраиваться к рабочему графику оформителя и не упрашивать внести изменения. Как правило, сотрудники ГИБДД идут на это неохотно.
2. Страховая выплата по справке до 400 000 рублей.

Европротокол

1. Бланк европротокола выдается страховой компанией, оформившей полис ОСАГО.
2. Оформить европротокол виновник и потерпевший могут сами, «на коленках». Присутствие сотрудников ГИБДД не требуется.
3. Страховая выплата по европротоколу до 50 000 рублей.

Европротокол нельзя оформлять в случае, если:

  • в ДТП больше 2-х участников;
  • нанесен урон здоровью или жизни потерпевшего или пассажиров;
  • причинен ущерб сторонним предметам, находящимся в машине (ноутбук, телефон, планшет, и.т.д)

Хотя европротокол оформлять рациональнее, рекомендуем получить справку из ГИБДД. Во-первых, это выгоднее: повреждения случаются дорогостоящими. Если оформлена справка, страховщик покрывает урон до 400 000 рублей. А для выплаты недостачи работает нейтральная экспертиза.

Сроки и порядок обращения после ДТП

Потерпевшая сторона вправе обратиться к страховщику не позднее 5 рабочих дней после аварии. Иначе, страховщик вправе отказать клиенту в компенсации.

Исходя из особенностей аварии за возмещением ущерба потерпевший:

  • Идет в собственную страховую, где оформлял полис ОСАГО;
  • Идет в страховую организацию виновника;
  • Подает на виновника в суд, чтобы взыскать с него компенсацию;
  • Обращается в Российский Союз Автостраховщиков.

Рассмотрим каждый из этих случаев.

1. Потерпевший направляется в собственную страховую организацию.

Сразу после получения справки либо оформления европротокола, потерпевший идет к личному страховщику, у которого оформлял полис ОСАГО. Там пишет заявление на возмещение убытков, передает справку и другие необходимые бумаги. Далее, назначается дата и время осмотра машины, оценщиком из страховой компании. Оценивают согласно Единой методике Центробанка России, одобренной Государством.

По закону об ОСАГО, сотрудники страховой компании обязаны предоставить потерпевшему результаты осмотра для ознакомления. А также озвучить сумму ущерба, и предложить компенсацию: выплату либо устранение дефектов (по новому закону, утвержденному 28.04.2017 обязаны направить на СТО).

Однако, страховые организации, как правило, этого не сообщают. Дальнейшее развитие событий в руках автовладельца: если повреждения и сумма ущерба озвучены, но потерпевшего не устроили, автовладелец вправе требовать проведения нейтральной экспертизы, результаты которой и будут учитываться при окончательных расчётах (пункты 45, 46 ОСАГО).

Причем, покрыть расходы за услуги нейтральной экспертизы должна страховая компания (пункт 48 ОСАГО).

При проведении экспертизы, страховщик, как правило, идет навстречу клиенту и назначает как «независимых экспертов» одну из организаций, с которыми сотрудничает. Сам клиент нейтрального оценщика не выбирает. Отсюда следует вопрос: так ли уж непредвзятая оценка «независимой экспертизы», проведенной страховой компанией.

Последние пару лет страховщики стали действовать иначе: сумму повреждений озвучивают сразу в день обращения и выплачивают за три дня, вместо двадцати. За такую скорость клиенту предлагается подписать соглашение об отсутствии взаимных претензий после выплаты ущерба. Но подвох в том, что согласно этому соглашению, потерпевший не вправе обращаться в суд либо к автоюристам, даже если впоследствии выплаты не хватит на реставрацию.

Поэтому, убедительно рекомендуем не подписывать никакие соглашения, дождаться выплаты через 20 календарных дней, и, если сумма окажется заниженной — обращаться к автоюристам за доплатой.

Страховщик обязан компенсировать утрату товарной стоимости

Это разница между товарной стоимостью битого и небитого автомобиля. Выплачивается только потерпевшей стороне, если:

  • Возраст иностранного автомобиля не старше 5 лет;
  • Возраст российского автомобиля не старше 3 лет;
  • Износ не превышает 40 %
  • Если сумма страховой выплаты максимум 400 000 рублей.

Как правило, страховые компании не выплачивают УТС и эту сумму можно только отсудить. Однако, Верховный суд в 2005 году постановил, что У ТС также считается ущербом, и подлежит обязательной выплате.

Итак, как действовать, если страховая не выплачивает УТС в досудебном порядке

Во-первых, обращайтесь в нейтральную экспертизу для расчёта УТС. Получив отчет, обращайтесь сначала к страховщику, и, если откажет, то прямиком в суд.

Либо обращаться к автоюристам, которые сами проведут расчёт УТС, как правило, бесплатно и займутся судебными разбирательствами. Автовладелец в этом случае либо продает автоюристам личное ДТП (по договору цессии), либо уплачивает оговоренный процент с выигранного дела в суде.

2. Потерпевший обращается в страховую организацию виновника.

В страховую виновника потерпевший идет, если:

  • в ДТП больше 2-х участников;
  • нанесен урон здоровью или жизни потерпевшего либо пассажиров;
  • причинен ущерб сторонним предметам, находящимся в машине (ноутбук, телефон, планшет, и.т.д)

3. Потерпевший подает в суд на виновника.

В случае, если:

  • у виновника нет полиса ОСАГО;
  • если у виновника нелегальный полис ОСАГО;
  • если виновник отрицает собственную вину.

4. Потерпевший направляется в Российский Союз Автостраховщиков.

  • если страховая, в которой оформлялся полис ОСАГО признана банкротом.

Плюсы и минусы нового закона об ОСАГО

Обновленный закон об ОСАГО вступил в силу с 28.04.2017 года. Согласно этому закону, страховые организации обязаны направлять потерпевших на реставрацию в СТО.

Кроме того, страховые обязаны:

  • Перед оформлением полиса предоставить клиенту полный перечень автосервисов, с которыми сотрудничает страховщик.
  • Отправлять в СТО не дальше 50 км с места аварии или места жительства потерпевшего. В противном случае, страховая потерпевшего автовладельца оплачивает доставку машины до сервиса.
  • Детали устанавливаются новые, с завода и без учета износа.
  • Если автомобиль новый, реставрация происходит у официального дилера.
  • Страховая обязана предоставить гарантию на реставрацию: на работы по покраске — полгода, на детали – 1 год. Если в дальнейшем реставрация окажется отвратительной, страховая будет переделывать за собственный счет.
  • Страховая обязуется отремонтировать машину не позднее, чем через месяц.

Вроде одни плюсы: не нужно больше судиться за неполную выплату, или с ужасом ожидать реставрации месяцами. Однако, и среди этого меда найдется ложка дёгтя. Не забываем, что страховая компания – это финансовая организация (как банк), которая не работает себе в убыток.

Какие недостатки ожидают автовладельцев с принятием нового закона:

  • Проконтролировать установку новых деталей крайне сложно: сервисы схитрят и закупят неоригинальные или бэушные запчасти.
  • В более-менее популярные СТО начнутся дикие очереди, потому что в неизвестных сервисах, никто не захочет ремонтироваться.
  • Реставрация проводится за закрытыми дверьми, когда владелец машины не допускается к автомеханикам. В итоге сложно повлиять, чтобы поставили новые «родные» детали, а не бэушный хлам. Так что, вскоре после этого «ремонта», реставрацию наверняка придется повторить. Да и стоит ли рисковать личной жизнью, садясь за неотремонтированное авто. Конечно, страховщик будет отвечать по гарантии за отвратительную реставрацию. Но разбирательства будут такими нудными: пока назначат повторную экспертизу, пока выявят брак, пока договорятся с СТО переделать машину(а сотрудники сервиса еще начнут отпираться, ведь невыгодно ремонтировать ту же машину дважды). Дорабатывать машину до состояния «хорошо» сервис, по закону, может в течении месяца. Потерпевший уже потерял два месяца! А если машина – это средство заработка потерпевшего, и не вправе простаивать. Эти моменты, конечно же, не учитываются в новом законе.
  • Скорее, стоимость нового полиса ОСАГО возрастет. Связано это с тем, что страховая оплачивает услуги СТО и делает это не в убыток себе. Задача, скажем не из легких, но страховщики сами этого добились: вместо того, чтобы умерить личную сверхжадность и нечистоплотность, решили воевать против автоюристов посредством законодательства. Только страдают в этих войнах автовладельцы.

Можно ли получить денежную компенсацию по новому полису ОСАГО

Стоит ли надеяться на получение выплат по новым полисам ОСАГО. Вопрос любопытный и неоднозначный. Точного ответа пока нет. Однако, как считают юристы, возмещение ущерба страховыми будет происходить следующим образом:

  • Если у потерпевшего старый полис ОСАГО, а у виновника новый, то страховая оплатит ущерб деньгами.
  • Если у потерпевшего новый полис ОСАГО, а у виновника старый, то страховая также заплатит ущерб деньгами.
  • Если у потерпевшего новый полис и у виновника новый полис, тогда, страховщик предоставит реставрацию.
  • Если же ДТП произошло с несколькими участниками, где у виновника новый полис ОСАГО, а у потерпевших старые, то страховая предложит деньги.

Постараемся доходчиво объяснить, на чем основаны подобные выводы.

Итак, когда потерпевший подает заявление на возмещение ущерба собственному страховщику, страховщик потерпевшего связывается со страховой виновника и задаёт два главных вопроса:

  • Считается ли действующим полис виновника.
  • Готова ли страховая виновника нести расходы по реставрации машины потерпевшего.

Второй вопрос здесь первоочередной, поскольку страховая потерпевшего впоследствии будет обращаться в страховую виновника, чтобы взыскать с нее ту компенсацию, которую страховая потерпевшего возместила собственному клиенту. В гражданском кодексе этот процесс именуют суброгацией.

Если на второй вопрос, страховая виновника отвечает положительно, то потерпевшего отправляют на СТО. Если же страховая отказывается — потерпевшему выплачивается денежное возмещение урона машины, с учётом износа.

По сути, страховым компаниям не выгодно направлять потерпевшего на СТО. Уж слишком затратно оплачивать реставрацию и новые детали подержанного автомобиля. Гораздо выгоднее выплатить ущерб деньгами, и с учетом износа недоплатить автовладельцу. В дальнейшем, большинство страховых так и будут делать. Уже сегодня страховщики намеренно отказываются предоставлять сервис.

Выходит, новый закон создан для вывода из игры автоюристов. И в результате закон не сработал: автоюризм как процветал, так и будет процветать, и продолжать раздевать страховые компании.

Страховщики или автоюристы. Страховая компания: плюсы и минусы сотрудничества.

Главный плюс страховой компании, пожалуй, в том, что предоставляет легальный полис ОСАГО. Впрочем, на этом, конец плюсов. Конечно, страховщик сделает выплату, по максимуму приближенную к 400 тыс руб (лимит ОСАГО), если машина не подлежит восстановлению (тотальный ущерб), либо если потерпевший погиб или стал инвалидом. Однако, преимущества работы со страховой перекрываются недостатками, которых намного больше. В интересах страховщика занизить компенсацию ущерба доступными способами. Так страховщики делают себе прибыль.

Что касается качества реставрации, то страховая небезызвестна способами занижения, как:

  • Уменьшение нормо-часов на реставрацию;
  • Установка дешевых либо бэушных деталей;
  • Реставрация поврежденной детали, вместо замены;
  • В расчет идут только те повреждения, которые указал в справке сотрудник ГИБДД (если потерпевший не оценивал ущерб автомобиля в нейтральной экспертизе). Хотя, по идее, машину отремонтируют бесплатно, без доплат, и вернут владельцу в восстановленном состоянии.

Автоюристы: плюсы и минусы сотрудничества.

В прошлом на борьбу за автовладельцев вышли коммерческие юридические компании. Воюют, естественно, не из справедливых побуждений и, конечно, не за бесплатно. Поэтому, говорить, что автоюристы бескорыстно отстаивают права автовладельцев – тоже неправильно. Автоюристы, как и страховщики, заинтересованы в получении прибыли. Только мишенью у них считаются не физ. лица, а страховые компании. С них автоюристы получают прибыль и уже успели «раздеть» страховщиков на 40 млрд. рублей (2016 г.)!

Но страховые сами виноваты! Ведь из-за мизерных выплат, ужасного отношения к клиентам и убогой реставрации появились автоюристы. Дыма без огня нет. Страховые сдерживают работу юридических компаний. И, как правило, безрезультатно: на каждое нововведение автоюристы придумывают новые схемы, помогающие обойти запрет. Взять, к примеру, обновленный ОСАГО об обязательной реставрации.

Это очередная мера, предпринятая страховщиками для устранения автоюристов. Что же получили в итоге. Согласно уже действующей практике, большинство страховых компаний не потянули жесткие условия по реставрации автомобилей. Страховые не заключали и не собираются заключать, договора с сервисами, предпочитая расплачиваться с потерпевшими деньгами. Другими словами, закон вроде работает, но не соблюдается. Поэтому на автоюристов это нововведение не повлияло.

Договор цессии и сопровождение дела в суде

Итак, как же автоюристы помогают себе и автовладельцам. Рассмотрим варианты сотрудничества.

Вариант 1. Договор цессии.

Цессия (см. образец) – это соглашение, по которому потерпевший (цедент) передает права на страховой случай юридической компании (цессионарий), с которой этот договор заключается. За это, юридическая компания выплачивает автовладельцу сумму ущерба автомобиля. Другими словами, потерпевший продает собственное ДТП автоюристам за сумму ущерба. Сумма ущерба определяется при нейтральной оценке повреждений. Как правило, в юридических конторах собственные эксперты, которые бесплатно оценивают повреждения. Расчет проводится по Единой методике Центробанка России.

Впоследствии автоюристы, отсуживают уплаченную сумму у страховых компаний, но с учетом личных юридических услуг. Что там накручивают помимо суммы ущерба, никому не известно. Но автовладелец при этом никак не страдает: выплаченной суммы хватает на реставрацию, даже и остается на карманные расходы. Конечно, автоюрист автоюристу рознь, но в статье говорится только о благонадежных компаниях.

Выкуп ДТП по договору цессии носит разовый характер. В дальнейшем по этому договору ни автоюристы, ни страховая, ни суд не предъявят к потерпевшему никаких претензий. Поскольку тот формально перестал считаться собственником личного страхового случая.

Вариант 2. Ведение юридического дела в суде.

Порядок ведения дела в суде выглядит так:

Допустим, страховщик не доплатил за ущерб 50 000 рублей. Потерпевший автовладелец обращается к автоюристам и те, составляют «Заявление на возмещение» этой суммы и передают в Арбитражный суд (когда ЮЛ судится с ЮЛ).
На рассмотрение заявления суду отводится 5 рабочих дней. При положительном решении, страховой дается 20 календарных дней, чтобы произвести выплату.

Далее дело за страховой: если произвела выплату 50 000 руб., то дело закрывается. Если выплачена часть суммы (допустим 30 000 руб.), то начинается отсуживание недостачи. На 21-й день после направления в суд «Заявления на возмещение» недостающей суммы, автоюристами составляется претензия. На рассмотрение суду отводится 10 дней. Максимум на 31-й день страховую обязывают произвести доплату.

Если доплата произведена в полном объеме, то автоюристы подают иск на неустойку в 1% с 21-го дня по день выплаты. Если выплачена только часть суммы, то автоюристы пишут иск на выплату недостающей части, а затем иск на неустойку за просроченные дни. Срок рассмотрения до 2-х месяцев, на выплату дается 15 дней.

Эта схема не сверхточная. На практике, процесс исходит из ситуации: ведение дела может длится и 2 месяца и до 2-х лет.
В чем неудобство такой схемы. Этот период отсуживания денег клиент вынужден ждать. Сроки, как уже обозначалось, неопределенные. Случается так, что потерпевшего даже вызывают в суд. И кроме того, автоюристы, практикующие ведение дела, берут с клиента 20%-30% из выигранной суммы.

А плюс в том, что грамотные автоюристы отсуживают громадные суммы на неустойках у страховых компаний. Так что есть шанс получить больше денег, чем состоит ущерб на деле. Но, если ремонтироваться нужно срочно, и времени ждать нет, тогда такой вариант не подойдет.

13% НДФЛ: кто платит подоходный налог за отсуженную сумму.

В обязательном порядке уплачивается подоходный налог (13%), которым облагаются пени и штрафы, отсуживаемые у страховых компаний. И которым, кстати, страховщики запугивают автовладельцев, дабы отвадить автоюристов.

В каких случаях 13% налога уплачивается.

Согласно закону, неустойки, штрафы и другие компенсации считаются доходом автовладельца, так как создают имущественную выгоду, а не считаются ущербом в ДТП. Соответственно облагаются 13 % НДФЛ.

Кто платит 13% налог, если:

  • Автовладелец заключил договор цессии, то 13% налог будет уплачивать юридическая компания, так как по договору цессии автовладелец продал личное ДТП автоюристам и больше не считается владельцем.
  • Автовладелец заключил договор на сопровождение дела в суде. В этом случае автовладелец доверяет автоюристам представлять интересы в суде и по-прежнему считается собственником ДТП и поэтому, 13 % налог падает на автовладельца.

Другими словами, помимо комиссии 20%-30% за юридические услуги, автовладелец заплатит ещё 13% налог за отсуженные пени и штрафы.

Другими словами, подоходный налог уплачивает собственник страхового случая, который взыскал неустойки и штрафы.

Автоюристы и мошенничество.

Наряду с добросовестными юридическими компаниями появились конторы-мошенники, желающие нажиться на чужом горе. Как правило, это фирмы-однодневки, работающие не дольше недели, а потом внезапно исчезающие.

Но действуют и фирмы-мошенники, работающие профессионально и годами обманывающие автовладельцев. Эти конторы изобретают новые схемы обмана, причем такие, что трудно раскрыть. Так, распространенная схема мошенничества, когда автоюристы составляют справку либо европротокол на основании персональных сведений бывших клиентов.

Эти автовладельцы сами того не подозревая, становятся «потерпевшими», чьи интересы в суде представляет мошенническая организация. И если ложное ДТП фикция, то отсуженные суммы нет. Достаются деньги, ясное дело, не «потерпевшим», а автоюристам.

Как уже писалось выше, полученный доход в виде неустоек и пени облагается налогом (13% НДФЛ). А теперь представьте, какая сумма из налоговой придет автовладельцу, если мошенники сделали участником не одного, а двадцати ДТП! Не говоря уже о том, сколько автовладельцу придется отстегнуть за следующий полис ОСАГО.

Поэтому, чтобы избежать встречи с автоюристами-мошенниками, соблюдайте некоторые несложные правила. Правило 1. Не под каким предлогом не предоставляйте автоюристам нотариальную копию паспорта. Даже если такой акт будет необходим.

Лучше обратитесь в другую контору.

Правило 2. Если к потерпевшему подошли в ГИБДД с предложением выплатить деньги за ущерб машины, либо юридическую помощь в суде, попросите у автоюриста визитку. В идеале, на визитке указаны контактные сведения фирмы, в том числе и сайт. Качество сайта расскажет о благонадежности компании. Если сайт создан на бесплатном конструкторе, типа wix и подобных, либо вид сайта вызывает чувство дешевизны и не долгосрочности, значит такая же работа у этой фирмы. Надежные компании создают себе дорогие сайты, ибо это лицо фирмы в Интернете и витрина для привлечения клиентов.

Автоюристов с дешевыми сайтами избегайте.

Правило 3. Выясняйте подробные условия сотрудничества с юридической компанией, читайте текст, написанный внизу страницы.

Правило 4. Как правило, схемы мошенничества связаны с сопровождением дела в суде. Дело в том, что бумаги, подтверждающие согласие автовладельца на предоставление интересов в суде, остаются у автоюристов. На основании этих бумаг, мошенники отсуживают нелегальные суммы за несуществующие ДТП.

Поэтому, лучше заключайте договор цессии.

Еще раз подчеркнем, что не обвиняем автоюристов в мошенничестве. Автоюристы помогают людям и не раз восстанавливали справедливость, отсуживая у страховых причитающуюся сумму ущерба. Но, к сожалению, «нечистые на руку» фирмы продолжают действовать. Поэтому, осторожность не помешает.

Здравый взгляд на автоюризм.

В сети встречаются гневные тирады автовладельцев, типа: «После ДТП обратился к автоюристам, заключил с ними договор. Автоюристы выплатили 20 000 рублей. На реставрацию хватило, но потом узнал, что по личным бумагам отсудили 70 000!»
Действительно, удивление налицо. Выплатили 20 тысяч, а отсудили 70! Вот только нигде не упоминается, что обратись клиент в страховую, наверняка получил бы не 20 000, а 12 000, или того меньше. И ждал бы выплату 20 дней, а потом доплачивал за реставрацию автомобиля из личных денег.

Разумеется, автоюристы получают доход, этим живут, но не лично с автовладельцев! Юридическим компаниям нет смысла занижать ущерб потерпевшего, так как эти деньги взыщут со страховой. Другое дело страховщики, которые делают себе прибыль на автовладельцах. Знакомо ли навязывание дополнительных услуг при покупке ОСАГО. Или необоснованно заниженная выплата, когда денег не хватает на реставрацию и на одну бэушную деталь.

И кстати, навязывание дополнительных услуг официально запрещено Гражданским Кодексом, статья 445. Так что в будущем, смело сообщайте об этом страховщику, когда этот начнет запрашивать весомые суммы.
Кроме того, если потерпевший побил машину на 20 тысяч, и выплатили 20 тысяч, зачем ещё 40. Заработать можно, если автовладелец располагает знаниями в юриспруденции и сам себе юрист. А если нет, то почему взявшаяся за дело компания работает бесплатно.

Кажется, что информацию о автоюристах распространяют сами страховщики. В этой статье предлагается взглянуть на ситуацию здраво: работали бы автоюристы, если бы страховые честно выполняли собственные обязанности. И работали бы страховые, если бы не имели прибыль с личных клиентов.

Заключение

Обращаться к автоюристам или в страховую компанию – каждый решает сам. В том случае, если страховая выплата окажется заниженной, потерпевший вправе обратиться к автоюристам за доплатой. Автоюристы проведут нейтральную экспертизу, и компенсируют недостачу ущерба. Так что, при правильном подходе автовладелец мало что теряет, разве что личное время.

Договор уступки прав (цессии)

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Войти с помощью: