» » МВФ — что это за фонд как он работает?

МВФ — что это за фонд как он работает?

размещено в: Все статьи | 0 количество просмотров7

МВФМы постоянно сталкиваемся с аббревиатурой МВФ – Международный валютный фонд. С экранов телевизоров и на страницах газет мы слышим и видим сообщения о переговорах украинского правительства с представителями МВФ и о получении больших денежных средств от этой организации. О каких конкретно суммах идет речь, куда они используются, нужны ли они и, главное, сможем ли мы вернуть эти долги?

Как работает фонд?

Направлений в работе фонда сразу несколько: здесь и поддержание стабильных валютных курсов, и способствование росту и расширению международной торговли, и развитие производительных сил всех членов фонда, и, наконец, укрепление доверия к финансовому положению стран. Для достижения поставленных целей создан специальный кодекс поведения членов МВФ, оказывается техническая помощь в улучшении управления экономикой, а при трудностях с платежным балансом предоставляются имеющиеся у фонда финансы в виде кредита.

Денежный запас, из которого оказывается помощь, в том числе и Украине, формируется за счет вложений участников в зависимости от размеров экономики каждого. В 1945 году, например, через год после создания МВФ, когда в его состав вошли 44 страны, размер фонда составлял 7,6 млрд долларов США. В 2009 году сумма была уже 293 млрд долларов и 187 стран. В последние годы уставной фонд повысили до 750 млрд долларов. Доля вложений Украины в уставном фонде МВФ составляет 1,590 млрд долларов США. Следует отметить, что помощь в фонде, в отличие от других международных структур, например, Банка реконструкции и развития, оказывается только участникам МВФ.

Украина вступила в фонд еще в 1992 году, приняв у себя соответствующий закон. И с этого времени, стало быть, начала претендовать на помощь вполне обосновано. Но в МВФ есть свои правила. Деньги выдаются не просто под проценты, а при условии, что заемщик обязуется внести некоторые изменения в свою внутреннюю экономическую политику (к примеру, понизить уровень инфляции). Размер кредита определяется в условных расчетных денежных единицах (СПЗ). Выдается он не одноразово, а в виде отдельных траншей. При этом идет постоянная проверка хода выполнения условий займа. Реальная стоимость СПЗ рассчитывается на основе четырех валют: доллара, фунта, иены и евро.

Все решения принимаются через обсуждение в нескольких инстанциях. Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24-х исполнительных директоров. Пять крупнейших акционеров МВФ (США, Великобритания, Германия, Франция и Япония), а также Россия, Китай и Саудовская Аравия имеют собственные места в совете. Остальные 16 исполнительных директоров избираются на двухлетний срок группами стран.

Раз – кредит, два – кредит

Получать средства от МВФ Украина может по трем программам. Одним из вариантов является системный трансформационный заем (STF). Это заем для удовлетворения всех трудностей экономики, который дается на срок до 5 лет. Еще один вариант — резервное кредитование (Stend-by). Это предупредительная программа при возникновении нестабильности платежного баланса. Она рассчитана на ссуду до 5 лет. И последний вариант — заем в пределах расширенного финансирования (EFF), который поддерживает длительные реформы и ссужается на максимальный срок (до 10 лет). Начиная с 1994 года, наше государство воспользовалось этой помощью не раз.

В период с 1994 по 2000 год Украина получила шесть кредитов: STF, EFF и три Stend-by. Общий объем выплат составил 3,36 млрд долларов США. Сумма была бы еще больше, но, пообещав «с три короба», Украина, получив первые деньги, полностью не выполнила взятых на себя обязательств. Поэтому первоначально предусмотренное кредитование прекращалось. Но и те деньги, которые были получены, помогли довольно существенно. Благодаря им была проведена денежная реформа, восполнен дефицит платежного и торгового балансов, увеличен валютный резерв. И после 2001 года Украина долго не пользовалась программой кредитования.

Однако в связи с глобальным экономическим кризисом в 2008 году нам все же пришлось вновь обратиться за помощью наряду с еще несколькими государствами: Исландией, Пакистаном, Венгрией и Румынией. Для помощи Украине была утверждена двухлетняя программа Stend-by. Предполагалось получение нашей страной 16,43 млрд долларов США. Получено три транша на общую сумму 10, 6 млрд. После этого финансирование в очередной раз прекратили по тем же причинам, что и ранее.

Продолжили сотрудничество после соглашения с новоизбранным на тот момент президентом Януковичем. Оговоренная сумма на проведение реформ составляла 15,2 млрд долларов США. Но условия предоставления займа были довольно сложными, так как требовали проведения непопулярных реформ. Кредит 2008 года хоть и сохранил экономику от полного развала, все же последствия кризиса были катастрофическими. Сложные реформы были единственным вариантом. Согласно Меморандуму про экономическую и финансовую политику, Украина должна была ликвидировать специальные пенсии, увеличить пенсионный возраст, повысить цену на газ, отменить государственную поддержку бесплатного питания и учебников для школьников, не повышать прожиточный минимум, позволить рост цен вслед за ценами на газ и т. д. После получения первых двух траншей на общую сумму 3,4 млрд долларов камнем преткновения стало подорожание газа. Правительство Украины было против. Финансирование вновь прекратилось.

Теперешнее правительство побило все рекорды займов. За последние два года мы умудрились заключить с МВФ два соглашения по программам Stend-by и EFF на 17,2 и 17,5 млрд долларов США соответственно. Но вот превзойти своих предшественников в сфере выполнения обязательств не получилось. Программа Stend-by была закрыта досрочно, так как из-за сложной ситуации в стране достигнуть поставленной планки, предусмотренной соглашением по кредиту, в очередной раз не удалось. Однако мы успели получить 4,5 млрд долларов. На данный момент по текущему кредиту EFF уже получено 5 млрд долларов США и в конце года ожидается такая же сумма.

Взял – верни

Мало или много получила наша страна за эти годы, а деньги выделяются Украине не безвозмездно, следовательно, долги нужно возвращать. И если полученные средства расходуются быстро, то возвращение взятого ложится тяжким многолетним бременем на экономику страны.

С 1995 года Украина ежегодно отчисляет деньги по взятым кредитам. К 2004 году, несмотря на то что страна к тому времени давно не брала средств у МВФ, долг составлял 1,6 млрд долларов США. Возвращать эту сумму с процентами предстояло еще много лет. Даже в 2009 году обязательная выплата составляла 57 млн СПЗ. Таким образом, взяв кредит в 2008 году, Украина не расплатилась с предыдущим. Кредит 2008 года дали под 4% годовых. При этом самые крупные выплаты по нему приходились на 2012 — 2014 года (2012 год — 2,45 млрд СПЗ; 2013 год — 3,79 млрд СПЗ, 2014 год – 2,45 млрд СПЗ). Тогдашние власти быстро поняли, что денег на возврат кредита не хватает. Поэтому часть финансов, полученных в 2010 году, пошла именно на то, чтобы погасить предыдущие долги. А ведь это было только начало выплат.

За деньги, взятые в этом и прошлом году, Украина также начнет рассчитываться уже через несколько лет. Льготный период, когда выплачиваются лишь проценты, по прошлогоднему кредиту продлится три года. Да и нынешний кредит после последнего транша необходимо будет вернуть в течение 10 лет. Так что до 2027 года украинцам предстоит существенно затянуть пояса. Хотя нынешнее правительство решительно настроено осуществить даже очень непопулярные требования, сомнительно, что им удастся это в сложившихся обстоятельствах. Многие украинцы уже сейчас живут на грани крайней бедности, когда денег хватает лишь на скромное питание.

Нехитрые расчеты

После повышения цен на газ и энергоносители за коммунальные услуги большинству семей придется платить минимум тысячу гривен в месяц. В случае съемной квартиры стоит учесть еще минимум 1000 грн. оплаты хозяину.

Если в семье есть хотя бы один ребенок, то при покупке учебников потребуется около 2500 тысяч. Прибавим к этому питание, фонды класса и школы, траты на канцелярию, школьную и спортивную форму, обувь. В итоге сумма на обучение получится от 6 тысяч гривен на одного ребенка.

Цены на продукты также существенно и бесконтрольно выросли. В провинциальных городах семья из трех человек тратит на питание в неделю от 500 грн.

Несмотря на удивительные суммы зарплат, указываемые на сайтах с вакансиями, в реальной жизни у большинства украинцев все оказывается куда как скромнее. Средняя зарплата у человека, работающего на отчисляющем налоги предприятии (не считая крупных городов и Киева), 1500 или 2000 тысячи гривен (это до вычета налогов). Легко подсчитать, что, получив свои три или четыре тысячи на двоих работающих, семья не сможет в ближайшие годы одеваться, лечиться, отдыхать и покупать необходимые в хозяйстве вещи.

Если же ребенка воспитывает одинокая мать или разведенная женщина, то с зарплатой в 1500 тысячи и алиментами в 400 грн. им не выжить вообще. И субсидия тут не спасет.

Даже имея самую минимальную зарплату, не приходится рассчитывать и на помощь, оказываемую малоимущим. Для получения этого пособия доход на ребенка должен быть ниже 85% (1093 грн.) от детского прожиточного минимума, а для взрослого работающего человека еще меньше (21% или 255 грн.). Если семья из отца, матери и ребенка зарабатывает больше 1603 грн., то пособия им не видать. Хотя при нынешней ситуации сложно представить, как на такие деньги можно жить втроем, ведь на каждого члена семьи приходится по 530 грн. в месяц.

Так что на сегодняшний день необходимо признать, что задачи, которые правительство ставит перед населением Украины, практически невыполнимы. Поскольку понятие «затянуть пояса» для многих украинцев равносильно словам «умереть с голоду».

Завидное упорство

Почему же Украина, несмотря на явную невозможность вернуть долг и тяжелейшие условия данного кредита, отражающиеся в первую очередь на населении, стремится сотрудничать именно с МВФ?

Чтобы избежать дефолта, восполнить дефицит бюджета, укрепить золотовалютный запас НБУ Украине необходимо срочно найти деньги. Изыскать собственные средства можно лишь путем длительных и сложных реформ. До их завершения единственным источником являются кредиты и внешние инвестиции. А транш от МВФ — это именно тот «ключ», который открывает для Украины зарубежные денежные «потоки». Сотрудничество с МВФ дает гарантию, что страна будет платежеспособной, что в ней будут проводиться необходимые для стабилизации реформы. А это, в свою очередь, является показателем того, что выделенные кредиты будут возвращаться, а инвестиции приносить доход.

Именно благодаря программе сотрудничества с МВФ Украина получит еще 22 миллиарда долларов от других кредиторов и инвесторов. Без подписания соглашения с фондом никаких поступлений в бюджет от других организаций не было бы, да и существующие инвесторы свернули бы свои программы. А это неминуемый дефолт.

Но так ли важно избежать этого самого дефолта? Не лучше ли просто объявить, что мы неспособны заплатить и избавить население от непосильной тяжести реформ, которые мы не можем «потянуть»?

А если дефолт?

Такой вариант развития событий действительно возможен. Однако для Украины подобная ситуация может обернуться еще большими бедами. Если предприниматель объявляет себя банкротом, то его фирму аннулируют, а его имущество продают, покрывая часть долгов. На сегодняшний момент страна не может быть аннулирована или продана, поэтому единственным выходом после объявления банкротства является соглашение с кредиторами.

Действительно, есть вероятность, что вернуть придется не все внешние долги, а лишь часть. Однако появляется ряд минусов. Во-первых, внешний долг резко возрастает за счет санкций за просрочку и неуплату. И если по договоренности страна возвращает, например, 35% от задолженности, то после увеличения долга эти 35% похожи на 60% до дефолта. Однако чаще всего внешний долг просто реструктуризируют, и оплатить его все равно придется целиком, но медленней.

Во-вторых, на все имущество и денежные счета, находящееся вне страны, может быть наложен арест. Могут быть приняты и другие экономические санкции, что приведет к остановке экспорта и импорта.

В-третьих, перекрываются все внешние источники финансирования. Стране приходится рассчитывать только на себя. При существующих дефицитах бюджета это может быть равносильно самоуничтожению. Именно поэтому, взвешивая на весах все плюсы и минусы, правительство Украины так отчаянно старается сохранить платежеспособность. Удастся ли это и кто после этого выживет, покажет время.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Войти с помощью: