» » » Морской кодекс РФ.

Морской кодекс РФ.

Обычаи порта – это важный свод правил

Морской кодекс РФОказывается, что обычаи порта также могут влиять на разрешение вопросов, связанных с взысканием убытков при повреждении судна. Обычаи с давних времен играли немаловажную роль в жизни не только каждого отдельного человека, семьи, но и целого народа, страны. Они формировались на протяжении всего развития человечества и об их значении говорит даже древнее право ранее существующих государств, поскольку именно за счет обычаев создавались их правовые основы.

Совокупность определенных правил, по сути тех же самых обычаев, охватывает и морское право, включая в себя «обычаи порта». Они не должны противоречить принципам добросовестности, разумности и справедливости. Их должны соблюдать все физические и юридические лица, которые проживают, работают на территории Российской Федерации, и пользуются услугами российских портов.

Комментарий адвоката: «Учитывая тот факт, что свод обычаев морского порта был закреплен на основании многолетнего опыта мореплавателей, судовладельцев, потребителей портовых услуг – их нужно уважать и придерживаться, даже если они и не закреплены на сегодняшний день в действующем законодательстве. Нужно иметь в виду, что каждый порт, независимо от того, в какой стране мира он находится, имеет свой собственный свод обычаев. С ним можно ознакомиться непосредственно в порту перед посадкой на судно или перед отправкой груза».

Убытки от повреждений и их возмещение.

На водном транспорте, как и на любом другом, случаются непредвиденные чрезвычайные ситуации. Это различного рода аварии, связанные с природными катаклизмами, ошибками экипажа или портовых диспетчеров, сторонним вмешательством и т.п. Понятно, что они приводят к существенным убыткам, а иногда и к человеческим жертвам. Самыми распространенными считаются столкновения судов, в результате чего они получают повреждения, а то и вовсе могут затонуть.

С точки зрения теории, каждое повреждение можно разделить на следующие поломки:

  1. носовой части корпуса, где размещена цилиндрическая вставка, форпику и форштевню;
  2. корпуса, выходящего за пределы носовой части;
  3. дейдвудного вала, конуса и лопасти, размещенных в гребном винте;
  4. рулевого привода, поврежденного руля и рулевого управления машины.

При определении убытка от повреждения судна учитываются многие факторы. Основными из них можно назвать:

  • тип водного транспорта;
  • возраст;
  • состояние;
  • комплектация;
  • класс;
  • уровень инфляции;
  • характер эксплуатации;
  • состояние судна;
  • снабжение;
  • комплектация и ее характеристики;
  • прочее.

Комментарий адвоката: «Причиненный имущественный вред всегда выражается только в денежном эквиваленте. И кто бы не был виновен, часть 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ устанавливает ответственность за вред, который был причинен имуществу в независимости от того, какое плавательное судно было повреждено.

Обращая внимание на правило об объемах, характере и размерах возмещения вреда, законодатель имеет в виду то, что можно взыскать убытки в форме понесенных расходов, либо неполученных доходов.

На практике, если вред был нанесен умеренно, то суд не может уменьшить размер возмещения вреда гражданину, который его нанес».

Неоценимая роль адвоката.

Рассматривая вопрос о столкновении судов и взыскание убытков, причиненных их повреждением, в первую очередь, необходимо выяснить, кто является стороной, чьи права и законные интересы были нарушены, а кто выступает противоположной стороной – нарушителем. Теоретически вроде бы все очень просто, так как общую картину случившегося обрисовать не сложно. Но вот на практике обычно оказывается очень тяжело выяснить, кто был виновным, а кто невиновным участником столкновения. И роль профессионального адвоката здесь имеет существенное, если не основное, значение. Руководствуясь Кодекса внутреннего водного транспорта РФ или Морского Кодекса РФ, он воспроизводит общую картину аварии, анализирует документы, составленные экспертами в данной отрасли по заданным повреждениям судна, составляет исковое заявление, которое будет подавать в судебные органы на виновную сторону.

На практике сложность разрешения подобного рода дел связано с затруднением расследования обстоятельств, из-за которых произошло столкновение судов, его длительными сроками. В связи с этим, какие бы не были споры по каждому конкретному делу, как правило, они заканчиваются составлением мирного соглашения. Все дело в том, что каждый из судовладельцев пытается как можно быстрее вернуться к своей деятельности. Каждую минуту, проведенную в зале суда, обе стороны теряют свой заработок, поэтому заключение мира – лучший способ покончить со всей судебной волокитой.

Как пример, можно привести «случайное» столкновение суден в Северо-западном округе, в результате которого у обеих были выявлены пробоины в корпусе со сторон столкновения. Прямой ущерб был оценен в 750 тысяч рублей, а полный убыток составил 1500 миллиона рублей. Обе стороны спора были заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее продолжить свою предпринимательскую деятельность, связанную с грузоперевозками, поскольку каждый день простоя каждая из сторон теряла свои доходы. Вот здесь и сыграли свою главную роль грамотные адвокаты, нанятые сторонами по делу, которые смогли урегулировать данный вопрос путем заключения мирного соглашения.

Как определяется стоимость убытков?

Однако в любом случае, независимо от причин и характера аварии, важным остается правильно определить убытки, причиненные повреждением судна для последующего их взыскания с виновной стороны. В статье 298 Морского Кодекса как раз и описано, как они исчисляются. Так, в случае общей аварии за полученные повреждения сумма взыскиваемых убытков составит действительную оценочную стоимость ремонта, а в случае гибели судна – разницу между его первоначальной оценочной стоимостью до аварии, когда судно находилось в рабочем состоянии, стоимостью исправления повреждений, не относящихся к аварии, и стоимостью поврежденного судна.

Обязательства по возмещению убытков являются обязательными, они регулируются либо соответствующими договорами, либо специальными правилами за причиненный вред вне договоров, предусмотренный главой XVII Морского и главой 59 Гражданского Кодексов. Существенным фактором при этом выступает то обстоятельство, что ущерб возмещается только в случаях, если повреждения вызваны виной одной или обеих сторон и не зависели от непредвиденных обстоятельств и когда установить причины, приведшие к повреждениям, не представляется возможным.

Возмещение ремонтных затрат и убытков, связанных с простоем судна в период его ремонта.

Нужно отметить, что в соответствии со статьей 15 ГК, кроме возмещения убытков, причиненных повреждением судна, возмещению подлежат и расходы, связанные с его ремонтом. Это может быть и приобретение товаров, запасных частей, которые пришли в негодность вследствие аварии, а также выполнение работ и оказание услуг по ремонту судна. Их стоимость определяется правилами соответствующей статьи ГК.

Комментарий адвоката: «Все доказательства в судебном процессе, которые подтверждают потери и убытки от повреждения судна, ложатся на сторону истца. Вот почему важно поручить оформление исковых требований и ведение дела в суде опытному и знающему адвокату. Часто потерпевшая сторона старается сэкономить, наивно думая, что легко справится самостоятельно, только с помощью своих юристов. В данном случае вполне уместным напомнить народную мудрость, что «скупой платит дважды».

Если при аварии, кроме повреждения судна, произошла утрата или повреждение груза, то с виновной стороны возможно взыскать и убытки, которые составляют его стоимость.

Как пример, можно привести одно из дел арбитражного суда Северо-западного округа. В связи со столкновением теплоходов судно истца затонуло вместе со всем находящимся на нем грузом. В итоге проведения следственного эксперимента удалось выяснить, что основной причиной столкновения теплоходов стали неправильные действия экипажа ответчика так как полностью отсутствовало наблюдение и надлежащей контроль за соблюдением дистанции при следовании за другими в ледовом караване, также неправильно выбрали безопасную скорость и совсем неэффективно, запоздало использовали маневренные обгоны (действия), благодаря которым можно было бы избежать столкновения. В связи с этим судебный орган первой инстанции и принял решение в пользу истца о взыскании с ответчика стоимости утраченного груза в результате гибели теплохода.

Возмещение убытков осуществляется и в результате простоя судна в период его ремонта. Это предусматривается статьей 297 Морского Кодекса.

Вывод.

Вывод можно сделать один. Все, что связано с морским правом и услугами данного рынка, имеет ряд специфических особенностей, с которыми тяжело справиться несведущему специалисту. Судовладельцы, используя шаблонные договора, в случае непредвиденных или чрезвычайных ситуаций рискуют наткнуться на неприятные проблемы. Поэтому лучший способ их избежать – обратиться с самого начала к высококвалифицированному адвокату, а не после того, когда случится авария и нужно будет достойно выходить из создавшейся ситуации. Адвокатов – специалистов в морском праве не так уж и много. А учитывая тот факт, что законодательство содержит некоторые расплывчатые определения и понятия, то для того, чтобы у вас не было головной боли и с целью экономии своего драгоценного времени, лучше довериться профессионалу.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Войти с помощью: