» » » Быть или не быть аутсорсингу в МФО России?

Быть или не быть аутсорсингу в МФО России?

размещено в: О МФО | 0 количество просмотров33

аутсорсинг в МФО России

Аутсорсинг для рынка МФО — миф или реальность.

Передача ряда функций сторонним организациям это обычная практика среди финансовых институтов, и МФО не являются исключением из правил. Глава одного из СРО, где зарегистрировано большое количество МФО – СРО «Единство» Равшан Юсупов подтверждает тот факт, что сегодня микрофинансовые компании все чаще передают свои функции сторонним организациям, которые предлагают на рынке аутсорсинг МФО. Рынок микрофинансирования развивается, а, следовательно, увеличивается объем работы. Внутри микрофинансовых компаний появляются дополнительные структуры, растёт оборот, документооборот и прочие связанные с услугой функции. Главная задача для успешно развивающихся микрокредитных компаний, это эффективное решение проблем и помощь заёмщикам, а также качественный отчёт перед надзорными ведомствами.

Кадровые проблемы для новой модели МФО.

Эффективность работы добивается реализацией проработанной методологии, полная автоматизация производственного цикла, а также квалифицированное обучение всего персонала компании МФО. Профессиональный рынок микрофинансирования в современном виде в России появился сравнительно недавно, и высококлассных профессионалов, знающие тонкости работы МФО можно пересчитать на пальцах. Если посчитать, сколько лет работает МФО в России, то явной точкой отсчёта считается 2014 год, когда был принят новый закон о потребительском кредите, который в корне изменил всю систему микрофинансирования. Таким образом, за 3 года навряд ли появился новый кластер специалистов, который знает всю изнанку работы системы микрофинансирования. Потребность в аутсорсинге для МФО остаётся актуальным сегодня, и возможно в ближайшее будущее время.

Вместе с этим, аутсорсинг имеет ряд преимуществ от наличия постоянного штата сотрудников МФО:

  • Снижаются основные затратные статьи расходов МФО.
  • Сокращается малопродуктивный штат сотрудников.
  • Отсутствие какой-либо зависимости от присутствия персонала.
  • Отсутствие какой-то ответственности за проведение операций, не включаемые в аутсорсинг.
  • Руководитель микрофинансовой компании концентрирует своё внимание только на работе МФО, все остальные обязанности текущего плана возлагаются на стороннюю компанию.

Самая большая издержка в микрофинансовой компании идёт на оплату труда сотрудников, которые не выполняют основную работу. Появление автоматизированных систем позволяет ликвидировать ненужный штат специалистов. Даже автоматизированная бухгалтерия позволяет свести к минимуму появление человека, и то, лишь для проверки операций и проверки работы оборудования. Автоматизированная бухгалтерия исключает в принципе появление рядового бухгалтера в МФО.

Аутсорсинг для микрофинансирования: что востребовано?

Как и в любом производстве или сфере оказания услуг, есть ряд направлений, которые лежат балластом на экономике предприятия.

Аутсорсинг для МФО имеет специфическую структуру, и основными критериями можно выделить следующие направления:

  • Бухгалтерское обслуживание.
  • Налоговое сопровождение.
  • Работы IT-сферы-разработка программного обеспечения.
  • Развитие интернет-эквайринга.
  • Сфера переуступки долга (коллекторские агентства).
  • Оформление, разработка документации под ПВК по ПОД/ФТ.
  • Участие в скоринговых системах.
  • Рекламные продукты, участие в презентациях и выставках.

Единственного правильного рецепта использования аутсорсинга для МФО не существует. Кто-то использует всего лишь один продукт аутсорсинга, а кто-то и полный пакет. Как показывает практика последнего времени, примерно 60% процентов услуг аутсорсинга востребована чаще всего. Прежде чем обращаться к аутсорсингу, руководители МФО могут сравнить, у кого результат работы будет лучшим у штатного работника или у наёмного специалиста.

Кому потребуется аутсорсинг?

Маленьким микрофинансовым компаниям нецелесообразно нанимать на постоянную работу специалиста, который будет выполнять лишь ограниченный объем работы, то есть, его рабочий день будет загружен не полностью, или свободный в принципе. В сети бытует мнение, что аутсорсинг выгоден только малому бизнесу, а крупный бизнес очень редко использует сторонние услуги. Отчасти некоторые скептики правы, но это было действительно актуально лет 10 назад, а сегодня крупные сетевики также переходят на аутсорсинг извне. Таким образом, что малый бизнес, что крупный сектор МФО использует аутсорсинг по полной программе.

На практике оказывается не так линейно, как всем это видится. Малый бизнес в МФО поглощён своей задачей, постоянно быть в плюсе, и не прогореть через некоторое время, то средний и крупный сектор МФО ставит перед собой задачу устранение мелких микрокредитных организаций. В данном случае, ряд функционалов тот или иной предприниматель малого или крупного бизнеса передаёт в аутсорсинг.

МФО «Честное слово» в лице ее руководителя по общественным связям Альбертом Мицкевичем заявило, что у них широко используется аутсорсинг. Основные направления, куда направляет компания, это взыскание задолженности, развитие рекламы, продвижение SMM-продуктов и SEO-продвижение компании в СМИ. Точно такие же функции выполняют сотрудники СКП — службы клиентской поддержки. Программисты находятся в постоянном штате компании, «Честное слово» не прибегает к помощи сторонних программистов. Служба скорринга и обработка онлайн-заявок, проверка программного обеспечения должна быть в режиме реального времени, рассчитывать на помощь сторонних специалистов МФО «Честное слово» не приходится.

Компания «Честное слово» заявляет, что в структуре предприятия имеется собственный отдел маркетинга, который обеспечивает основной процент прибыли предприятия: разрабатываются рекламные кампании, удержание старых и новых клиентов, проведение розыгрышей и мероприятий. Поручить такую работу сторонним организациям МФО «Честное слово» не может. Кроме этого, служба маркетинга взаимодействует с юристами, бухгалтерской службой, аналитиками, и программистами, естественно никакой речи об удаленке не может быть.

Эта точка зрения компании, которая считает, что аутсорсинг здесь будет лишним, необходимо использовать собственные ресурсы для увеличения работы микрофинансовой компании.

Нужен ли договор в МФО?

Маленькие микрокредитные компании, которые имеют одну, от силы 2-3 точки чаще всего лишены возможности использования крупных атрибутов МФО. У них, как правило, отсутсвует собственные ПО, мелкие МФО покупают готовые программные обеспечения. Если произошёл сбой в программе, владельцы мелких МФО пишут или звонят разработчикам и ожидают решение проблемы часами. Точно такая же проблема имеется со службой взыскания и маркетинга, их попросту нет в таких микрокредитных предприятиях.

Развитие современного рынка МФО связан с развитием скоринговых программ, которые определяют поведенческое настроение заёмщика. Как говорит Генеральный директор Вэббанкир Андрей Пономарев, сегодня на рынке есть готовые программы скорринга, которые стоят от 1 миллиона рублей. Скоринговые программы нужны как для самих МФО, так и для аутсорсинговых компаний. Проблема в том, что скоринг обновляется очень быстро и эффективно, и даже те программы, которые были выпущены, к примеру, в 2016 году очень быстро устарели в 2017 году. Создавать и «затачивать» скоринговую систему необходимо исключительно под ваших заёмщиков, а, следовательно, под структуру самого МФО.

Быть или не быть аутсорсингу в России для МФО?

Несмотря на то, что аутсорсинг развернулся широко по всей стране, существует ряд проблем в этой сфере. Микрофинансовые структуры по старинке считают, что лучше нанять в штат постоянного специалиста, чем обращаться к аутсорсеру. Кстати, эксперты области МФО не спешат обвинять компании МФО в старомодности, и главная задача заключается в том, что до сих пор законодательно не урегулирован вопрос и принцип функционирования аутсорсинговой компании на всей территории России. Даже судебные разбирательства с аутсорсерами имеют путаные решения, и не в полной мере раскрывают, где можно найти виновных, в случае нарушений условий договора. И кстати, с аутсорсерами все равно придётся заключать грамотный договор, который поможет отстоять свою точку зрения, в случае нарушения условий договорных обязательств.

Передавая часть полномочий аутсорсеру, хорошо продумайте, как сторонняя компания будет сотрудничать, и взаимодействовать с вашим регулятором-Центральным Банком РФ, налоговой службой, трудовой инспекцией. Вопросов очень много, а ответы не очень развёрнутые. Остаётся надеяться, что законодательно рано или поздно примет закон «Об аутсорсинге», который расставить по местам всех участников, и позволит отстаивать свои интересы цивилизованным способом.

И напоследок, если вы все же заключаете с аутсорсером договор, обязательно учтите момент персональной, материальной ответственности, в случае нарушения или невыполнения условий оказания услуги.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Войти с помощью: